Оешманың соңгы биш еллык эш тәҗрибәсе турында кыскача мәгълүмат

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ

Информация

об опыте работы ГКУ «Дербышкинский детский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства »

(за последние 5 лет)

Дербышкинский детский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства стационарное социальное учреждение. Официальное открытие интерната состоялось  26 октября 1976 г.

Детский дом-интернат является учреждением стационарного социального обслуживания, предназначенным  для постоянного проживания детей-инвалидов в возрасте от 4до 18 лет, инвалидов, достигших возраста 18 лет, до завершения ими обучения в образовательной организации, но не более чем до 23 лет, до завершения ими обучения в образовательной организации, инвалидов достигших возраста 18 лет, находящиеся на постоянном постельном режиме, нуждающиеся в паллиативной помощи, но не более чем до 30 лет с умственными и физическими отклонениями, сложными дефектами, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Обеспечение соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, а именно: создание социальной среды, максимально приближенной к домашним условиям, социальное попечение и уход, стабильное материально-бытовое обеспечение, оптимальное удовлетворение потребностей, проведение мероприятий социально-реабилитационного, медицинского, лечебно-трудового, психолого-консультативного, бытового, консультативного и иного характера, обеспечение санитарно – противоэпидемического режима, организация досуга и контроля за ними – основные задачи учреждения.

Детский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства рассчитан на 210 детей – инвалидов (инвалидов), в настоящее время в интернате проживает 139 человек, в т.ч.  20 сирот, оставшиеся без попечения родителей – 90 человек, дети, оставшиеся в трудной жизненной ситуации – 29 человек.

Год

Кол-во обслуженных воспитанников

Дети-сироты (инвалиды)

Дети-инвалиды (инвалиды), оставшиеся без попечения родителей

Дети-инвалиды (инвалиды), оставшиеся в трудной жизненной ситуации

2018

193

32

135

26

2019

186

32

128

26

2020

162

30

106

26

2021

161

38

100

23

2022

149

24

97

28

2023

139

20

90

29

 

При поступлении в детский дом – интернат внимательно изучаются имеющиеся сведения о ребенке, проводится его социально-психологическое обследование, изучается прежнее социальное окружение ребенка, особенности семейных отношений, намечаются мероприятия, направленные на коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в поведении.

Обычно при поступлении таких детей выявляется ряд проблем, а именно: сложность адаптации при поступлении в детский дом из социально неблагополучной семьи, слабое развитие интеллектуальной сферы, завышенная или заниженная самооценка, правовая защищенность воспитанников. Перед коллективом стоит цель не только защищать правовые, нравственные, жилищные интересы воспитанников детского дома-интерната, но работать над развитием личности каждого ребенка, систематический и кропотливо готовить его к выходу в самостоятельную жизнь.

Для того, чтобы защищать права воспитанников, в детском доме осуществляется тесная связь с общественными организациями, Управлениями образования, здравоохранения, социальной защиты и внутренних дел района, а также прокуратурой и судом.

На каждого ребенка заведена сберегательная книжка, ведется учет поступления алиментов, пенсий и ЕДВ, установленному размеру в соответствии с Семейным, Гражданским и Уголовным кодексами и законом о пенсионном обеспечении.

Администрацией дома – интерната решаются вопросы о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилой площади, ведется переписка с органами отдела опеки и попечительства о сохранности жилья, закрепленного за воспитанниками.

 

Поставлено на учет в качестве нуждающихся в жилой площади(старше 14 лет)

Закреплено жилое помещение

Имеет собственность

Направлено ходатайство о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (старше 14 лет)

Дети - инвалиды

63

35

4

2

Инвалиды

24

0

1

0

Дети оставшиеся в трудной жизненной ситуации

 

22

   

 

В детском доме – интернате имеется столовая на 100 посадочных мест, футбольная, баскетбольная площадка, хоккейный корт и детские игровые площадки с теневыми навесами. Для проведения коррекционной работы функционирует кабинет психологической разгрузки, сенсорный кабинет, игровая комната, кабинет для ЛФК, кабинет логопеда, компьютерной кабинет, кабинет  актовый зал. Работают медицинский, массажный, процедурный и физиотерапевтический кабинеты.

Дети-инвалиды (инвалиды), находящиеся в учреждении, с особыми потребностями. Для создания комфортных условий проживания предпринимаются все необходимые меры: обеспечены мебелью, полноценным сбалансированным питанием, постельными принадлежностями, одеждой и обувью по сезону, осуществляется необходимый уход.

Ежегодно проводятся профилактические осмотры врачами узких специальностей –диспансеризация. По заключению медицинских работников проводятся необходимые обследования, лечебные мероприятия.

В 2022 году были пересмотрены индивидуальные программы реабилитации и абилитации 105 детям-инвалидам. Реабилитационные мероприятия проводятся в соответствии с рекомендациями ИПРА (индивидуальными программами обеспечены 100% детей).

Условия проживания в детском доме – интернате соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, имеются все необходимые санитарно-гигиенические коммуникации. Для формировании  бытовых, рекреационных, социальных, трудовых и познавательных навыков имеются 14 кабинетов, оснащенных телевизорами, DVD  плейер и DVD дисками, компьютерами, музыкальными центрами, различного вида игрушками, книгами.

7 кабинетов – для развития навыков самообслуживания, уход за предметами быта, гигиенические навыки;

2 кабинета социально бытовой реабилитации, которые оборудованы стиральными машинами, шкафами, где дети учатся сортировать белье, стирать, пришивать пуговицы, гладить белье, раскладывать одежду.

В результате проведенных занятий дети могут проявить себя в различной отрасли: имеют возможность к совершенствованию, а именно научится  пользоваться стиральной машиной, узнать приемы пользования с электро-кухонными приборами, повысить навыки ухода за одеждой, одевания.

Для развития коммуникабельности, развитию музыкальных, творческих, элементарных способностей в искусстве имеется актовый зал на 200 посадочных мест. К услугам воспитанников: плазменный телевизор, светомузыка, магнитофон, кинопроектор, экран демонстрационный, экран малый, радиосистема, DVD плеер, DVD диски и др.

Учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Медицинское обслуживание воспитанников интерната осуществляется медицинской службой, включающей в себя врачей – специалистов (педиатр, психиатр), медицинских сестер, инструктора ЛФК, санитарок по уходу. Все медицинские работники своевременно обучаются на курсах повышения квалификации и имеют соответствующие сертификаты.

Воспитательная работа -  в детском доме – интернате направлена на достижение цели по формированию социально – коммуникативных навыков и умений у воспитанников и их успешной социализации. Основными направлениями достижения данной цели явились следующие задачи:

1.       Совершенствование содержания социально – реабилитационной и воспитательной работы;

2.       Внедрение новых форм организации воспитательной работы;

3.       Внедрение новых технологий реабилитационно –коррекционной работы;

4.       Повышение профессионального мастерства воспитателей.

Эти основные направления выступили ориентирами в разработке перспективного и календарного планирования всей социально – реабилитационной, воспитательной работы.

Специальная направленность внеклассной воспитательной работы в детском доме – коррекция дефектов развития умственно отсталых детей. Решение этой задачи осуществляется с помощью трудового, физического, музыкального, нравственного и эстетического воспитания. В детском доме организована кружковая деятельность, которая является неотъемлемой составной частью учебно–воспитательного процесса.

Организация образования:

Учреждение не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности. На основании договора ГБСОУ  «СОШ №- 11», с целью  реализации конституционного права детей – инвалидов на образование, организовано обучение воспитанников дома – интерната, имеющих, по результатам обследования  Республиканской психолого – медико – педагогической консультации   рекомендаций на обучение. Приказом по школу – интернату №11 153 воспитанника были зачислены в соответствующие классы учениками в  Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11 VIII вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

  • 19 воспитанника  обучаются на базе «Казанская коррекционная школа №11»
  • Обучение 102 воспитанников, которые по состоянию здоровья не могут посещать «СОШ №11», обучаются на базе Дербышкинского детского дома – интерната, дефектологами данной школы.
  • 6 воспитанников обучаются в ГАПОУ «Казанский строительном колледже» по специальности – лепщик архитектурных деталей.
  • 10 воспитанников обучаются в ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» по специальности «Швея».

В 2018 году получили лицензию на дополнительную образовательную деятельность. Организована работа кружков по интересам: театральная студия «Радуга», вокальная группа «Шалунишки», кружок «Компьютерный гений». Воспитанники  детского дома ежегодные участники в районных и городских фестивалях.

В своей работе воспитатели активно используют инновационные технологии:

Арттерапия, основанный на способности человека к образному восприятию окружения. Наши воспитанники охотно рисуют, так как это позволяет им открыть в себе неведомые творческие возможности, смело реализовать свои идеи и фантазии. Сотворчество воспитателя и ребенка помогает утвердиться и поверить в свои способности и силы, в  умение создать свое, ни на кого не похожее. Воспитатели помогают детям увидеть в природе не только восхитительные сюжеты, но и богатейший растительный материал: цветы, листья, семена. Засушенные, они зимой рождаются заново, пробуждая фантазию, позволяя создавать оригинальные картины, изысканные цветочные композиции. Эту сказку создают руки ребят, используя свою фантазию, только детству присуще умение видеть чудо во всем.

Игровая терапия, это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. В игре дети выражают эмоции, манипулируя с игрушками. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с заиканием. Дети проигрывают различные ситуации, при использовании кукол – разрабатывается моторика.

Благодаря пескотерапии  у детей имеющих тяжелую форму ДЦП и нарушения зрения, наблюдается положительная динамика в координации движения рук, зрительном прослеживании и удержании в поле зрения предметов.

В процессе трудотерапии дети получают знания о предметах и орудиях труда, последовательности трудовых операции, взаимоотношениях работающих, конечном результате труда. В ходе трудового обучения развивается моторика, а необходимость общения способствует развитию речи.

Музыкальная терапия используется не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает  психологическое благополучие.

Метод кондуктивной терапии, кинезотерапия в медико – кондуктивной реабилитации, метод Монтессори. Специалистами детского дома –интерната используется наряду с традиционными формами и методами коррекционной работы и методы реабилитации, основанные на нейропсихологическом подходе. В ходе кинезотерапии появляется возможность развить речь ребенка методом подражания, параллельно с развитием пространственно – временных представлений и ощущения собственного тела. Элементы методики Марии Монтессори  используются воспитателями в повседневных занятиях с детьми. Применение  методики Монтессори формирует жизненно необходимые знания и навыки, она помогает детям самоутвердиться.

Методика «Саундбим», иными словами «музыкальный луч»  или «озвученное движение» дает возможность ребенку использовать любую, даже самую малую своих умственных и физических способностей для познания и входа в мир. Это ультразвуковой невидимый луч, отражающийся от любой поверхности, в том числе от поверхности тела человека. Любые движения, производимые в этом луче с помощью прибора воспроизводится в виде музыкальных фраз и отдельных звуков. Саундбим представляет собой средство, с помощью которого ребенок с серьезными отклонениями в развитии  или физическими недостатками может выразить себя и начать общаться через музыку и звук.

Методика «MOVE» - используется для обучения детей с ограниченными способностями навыкам сиденья, стояния, ходьбы и перемещения с целью роста их возможностей.

С 2008 года  работает компьютерное, специализированное оборудование, программное обеспечение для интернет - класса в количестве 7 штук. Интернет –класс включают в себя оборудование, адаптированное для детей – инвалидов, включая специальную клавиатуру и звуковое сопровождение программ. Оснащение нашего дома – интерната таким оборудованием позволяет проводить реабилитацию умственно отсталых детей на качественно новом современном уровне, расширяет их круг общения и представления об окружающем мире, помогает развить познавательные способности, а также обеспечить доступ к Интернет-ресурсам специалистам, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. Компьютерный класс посещают  29 воспитанников.

На занятиях по физкультуре достигается ощутимое лечебное воздействие- совершенствуются двигательные навыки и умения детей-инвалидов, развиваются физические качества, такие как быстрота, ловкость, координация, активизируется зрительная память, ориентация в пространстве.

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми представлена в различной форме:

  • дни здоровья,
  • спортивные праздники,
  • физкультурные досуги,
  • утренняя гимнастика,
  • занятия по физкультуре,
  • физкультминутки на занятиях,
  • витаминизация блюд,
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке,
  • самостоятельная двигательная деятельность.

Не менее важным, чем занятия, является для развития ребенка организация и проведение праздников, праздничных мероприятий, памятных и тематических дней.

В детском доме-интернате проводятся утренники, концерты, дискотеки. У нас много хороших традиций. Одна из них – дни рождения воспитанников, которые проводятся ежеквартально при содействии волонтеров. В воспитательной работе большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры, обычаев: Масленица, Пасха, Рождество. Проводятся спортивные соревнования, конкурсы, приуроченные к праздничным датам.

В доме-интернате создана система повышения профессиональной компетентности педагогов: систематический проводятся педагогические советы по проблемам обучения и воспитания умственно отсталых детей, аттестации воспитателей, открытые занятия, тренинги.

На территории детского дома оборудована спортивная площадка, которая включает в себя футбольное поле, волейбольное поле, где воспитанники под руководством воспитателей могут играть футбол, волейбол, бадминтон, заниматься легкой атлетикой; игровые участки для каждой группы с беседками, песочницами, современными развивающими игровыми комплексами.

Детей в отделении медицинской реабилитации 56, из них на постоянном постельном режиме – 40 человек(нуждающиеся в паллиативной помощи). Нами поставлена цель: устранить структурные и функциональные нарушения в организме. Это частично удается при помощи лекарственной, витаминной терапии, применяя физиотерапевтических процедур. Разноплановые усилия и воздействия, направленные на разные сферы жизнедеятельности наших воспитанников, дают положительные результаты:  15 детей-инвалидов из отделения милосердия переведены в отделение медико-социальной реабилитации, 6 воспитанников начали сидеть самостоятельно, играть с игрушками – 11 человек, 3 научились стоять у опоры, 6 детей пытаются ходить при помощи ходунков, передвигаются на коляске – 17 человек,  1 ребенок не способный самостоятельно удерживать позу сидя(лежащий ребенок), сидит в специализированном адаптированном стуле.

Учитывая приоритет семейного воспитания, администрация детского дома-интерната постоянно работает над проблемой сохранения детям их кровных семей или устройством их на воспитание в семьи граждан. В результате, за последние 5 лет:

Год

Возвращены в семью

Передан под опеку

Восстановились в род. правах и забрали домой

Восстановились в род. правах и посещают ребенка

2018

3

1

 

 

2019

1

 

 

 

2020

3

 

 

 

2021

0

3

   

2022

0

 

   

2023

0

1

   

Главной задачей обучения и воспитания является вовлечение воспитанников в доступный им общественно – полезный труд и приобретение ими навыков, позволяющих максимально приспособиться к последующей самостоятельной жизни.

15 воспитанников, достигшие возраста от 18 лет, продолжают проживание и получение социальных услуг в соответствии индивидуальной программой предоставления социальных услуг до завершения ими обучения в образовательной организации. С ними продолжается проведение обучающих занятий по формированию навыков самообслуживания, навыков необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом и т.д.), обучению пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости), и навыкам социально – средового взаимодействия  и коммуникации (пользование мобильными телефонами, интернетом и т.д.), а также мероприятий по адаптации к самостоятельной жизни.

Для практической подготовки их к самостоятельной жизни, с целью их обучения пользоваться деньгами и совершать покупки, приобретение личных вещей осуществляется по возможности с участием детей (с разрешения отдела опеки и попечительства).

С детским домом-интернатом сотрудничают: Дом культуры «Нагорный», СК «Сайдаш»,  спортивный комплекс «Ракета», Казанский ипподром, Дом культуры Саид Галеева.

Дербышкинский детский дом-интернат взаимодействует с социокультурными учреждениями города: Поволжская академия спорта и туризма, Школа искусств №11, , институт культуры, волонтеры из добровольческого объединения «Улыбка», добровольческое движение «Добрые люди».

С участием родителей, воспитанников интерната, благотворителей и волонтеров регулярно проводятся совместные культурно-массовые мероприятия, приуроченные к праздничным датам.

Воспитанники детского дома постоянные участники республиканских конкурсов художественной самодеятельности «Салават Купере», «Возьмемся за руки друзья», «Хочу стать президентом», «Иделькаем», «Татлы – тэмле». Участвуют  во Всемирных играх и турнирах по флорболу и юнифайд-флорбол в рамках Специальной Олимпиады.

Дети часто посещают театры, цирк, кинотеатры, Баскет-Холл, Пирамиду и другие культурные центры города Казани. Регулярно знакомятся с новыми экспозициями и выставками музеев и выставочных залов, постоянные посетители Раифского и Свияжского монастырей, историко-архитектурных памятников Остров-Град, Свияжск, Булгар, Билярск. 

Для успешной адаптации и интеграции воспитанников детского дома к современным условиям в обществе, их активное включение в социум после выпуска из детского дома необходимы специально созданные условия, приближенные к реальной жизни, заинтересованный и тактичный наставник и помощник. Эффективной формой такого рода помощи выпускникам, является специально созданное и определенным образом организованное пространство  - «тренировочная квартира», предназначенная для организации деятельности воспитанников в целях   их подготовки к самостоятельной жизни.

Функционирующая тренировочная квартира оборудована следующим образом: квартира имеет несколько блоков в соответствии с видами жизнедеятельности: кухня, санитарно-гигиенический узел, гостиная (спальня).

Деятельность тренировочной квартиры осуществляется по трём основным направлениям:

Самообслуживание: уход за собой, своими вещами, пользование бытовыми приборами, приготовление пищи с помощью кухонной техники.

Коммуникация и взаимодействие: использование средств коммуникации во взаимодействии со взрослыми, сверстниками, в общественных местах, навыков гостеприимства и навыков заботы о других людях.

Самоорганизация: навыки ответственного отношения к личным вещам и к личному пространству, умение делать выбор, навыки планирования и самореализации, умение совершать действия по собственной инициативе, умение принимать коллективные решения и учитывать мнения других воспитанников.

На протяжении двух лет, через тренировочную квартиру прошли 6 воспитанников и выпустились в Центр социальной адаптации «Благо Дарю». Где по сегодняшний день они полностью погружены в самостоятельную жизнь.

На сегодняшний день в тренировочную квартиру закреплены 12 воспитанников, которые проживают по 3 воспитанника каждые две недели.

Соңгы яңарту: 2023 елның 11 апреле, 14:33

Сайттагы барлык материаллар лицензия буенча тәкъдим ителә:
Creative Commons Attribution 4.0 International